Заместитель генерального директора УК «Аструм Недвижимость» Татьяна Козлова выступила с экспертным мнением для журнала Shopping Centers Russia. В январском номере издания топ-менеджер компании прокомментировала тенденции развития рынка стрит-ритейла. «Наша стратегия - брать на себя комплексное управление коммерческой инфраструктурой комплексов, сохраняя в собственности нежилые помещения. И такой подход показывает свою эффективность. Увеличивается рыночная стоимость самих помещений. Стратегия позволяет формировать активы, приносящие стабильный доход и в кризисные времена», - рассказала Татьяна Козлова. Таким образом, компания реализует подход, когда коммерческие помещения преимущественно остаются в собственности девелопера.
Часть застройщиков придерживаются другой концепции - продажи коммерческих помещений по отдельности частным инвесторам на этапе строительства. Чаще всего нежилые объекты выводят в реализацию позже квартир. При этом экспонируется не сразу весь объем, а частями – от менее ликвидных к наиболее привлекательным. Недостаток такого подхода в том, что формирование tenant mix в большинстве проектов происходит без участия девелопера.
«Мы же составляем пул арендаторов tenant mix таким образом, чтобы потребности жителей комплекса были закрыты. Компания внимательно изучает конкурентное окружение, тренды, ищет новые современные концепции ритейла, пробует и внедряет форматы, которые завоевывают популярность у жителей. Договоры чаще всего заключаются на 11 месяцев с пролонгацией», - отмечает зам. генерального директора УК «Аструм Недвижимость».
Наиболее популярными площадями для предприятий торговли и услуг считаются помещения от 30 до 50 кв. м, для спортивных студий - около 150 кв. м, для супермаркетов - 400-600 кв. м. Фитнес-сетям интересны помещения от 1500 до 2200 кв. м в зависимости от проекта - с бассейном или без.
«Особым спросом в проектах комфорт-класса пользуются площади 5-20 кв. м с отделкой и возможностью объединения. Например, в ЖК «Москвичка», которым компания управляет, мы объединили несколько помещений, сделали ремонт, продумали планировки, что в итоге позволило нам заселить арендаторами ранее пустующие помещения.
С крупными операторами, в частности супермаркетами, фитнес-центрами, медицинскими клиниками, компания начинает вести переговоры еще на этапе проектирования коммерческих площадей. В итоге совместными усилиями мы получаем продукт, который максимально подходит нашим партнерам, что обеспечивает долговременное сотрудничество», - резюмировала Татьяна Козлова.