За последние несколько лет рынок стрит ритейл в нашей стране значительно расширился, небольшие кофейни, кондитерские, точки фастуфда, книжные лавки прочно обосновались не только на центральных улицах Москвы, но и заняли свои нишу в новых микрорайонах.

Что такое стрит-ритейл: обзор

С английского языка фраза street retail переводится как «уличная торговля». Считается, что в России такой формат продаж появился в 2000-х, хотя многие эксперты говорят о том, что размещение небольших магазинчиков и торговых лавок на первых этажах домов существовал задолго до того, как термин стрит ритейл вошел в обиход.

В советские времена точки стрит ритейла в домах архитектурно не особенно выделялись: не было больших витрин, отдельных входов, да и сами магазины располагались неудобно по отношению к транспортным магистралям. В 1990-х и примерно до середины 2000-х застройщики планировали здания таким образом, что все помещения, включая и первые этажи, предназначались под самый востребованный продукт – жилье. Позже квартиры на первых этажах стали выкупать, переводить в нежилой фонд и открывать там небольшие магазины, парикмахерские, аптеки – все, что сейчас мы называем стрит ритейл.

Современный рынок жилья диктует свои условия: покупатель теперь стал обращать внимание не только на локацию дома, но и на наличие инфраструктуры вокруг, а также в самом доме. Поэтому новостройки с коммерческими помещениями на первых этажах пользуются большим спросом, и для создания конкурентного преимущества девелоперы уже на этапе планирования ЖК отводят первые этажи под коммерческое использование.

Где открыть стрит ритейл?

Важным моментом для такого вида бизнеса является выбор места. Если торговый центр теоретически можно разместить даже на пустыре, обеспечив подъезд и стоянку, то проект стрит ритейл, расположенный вдали от оживленных улиц, обречен на провал. Поэтому наиболее востребованными локациями для подобного торгового формата являются улицы в центре города, где циркулирует поток людей: офисных работников, жителей близлежащих домов, многочисленных туристов. Размещение в таких местах будет давать стабильный приток клиентов вне зависимости от направленности бизнеса.

Формат стрит ритейла также актуален для многоквартирных жилых районов, где вся важная инфраструктура сосредотачивается на территории комплекса, что удобно как для жильцов, так и для владельцев торговых точек. Жители экономят свое время, приобретая необходимые товары и услуги недалеко от дома, а владельцы бизнеса получают стабильный поток клиентов.

Небольшие помещения под стрит ритейл пользуются большим спросом

Эксперты рынка недвижимости говорят о том, что наблюдается тенденция к уменьшению средней площади помещения. Многие собственники после выкупа больших объектов делят их на более мелкие, что позволяет им увеличить доход от аренды. Кроме того, такой формат помещений более привлекателен для покупателей за счет своей камерной обстановки.

Какие типы стрит ритейла наиболее востребованы?

На это вопрос нет четкого ответа, все зависит от места расположения стрит ритейла. В центре города, например, отмечается увеличение количества точек общепита. Причем это не рестораны класса «люкс», а небольшие заведения среднего ценового сегмента. Также очевидна растущая популярность различных кофеен.

Если в центре города акцент в сегменте стрит ритейла делается на общепит, то в новых микрорайонах и жилых комплексах в помещениях на первых этажах чаще всего располагаются продуктовые магазины. На втором месте по популярности – парикмахерские и салоны красоты. Кроме того, на территории ЖК открываются фитнес студии, кафе, аптеки, детские центры – все те объекты, которые необходимы жильцам для комфорта.

Аналитики отмечают, что в последние годы девелоперы уделяют повышенное внимание сбалансированному размещению объектов инфраструктуры на территории жк, особенно это касается комплексов комфорт-класса и выше. Некоторые застройщики заранее ведут переговоры с будущими арендаторами или покупателями коммерческой недвижимости в жилых комплексах, чтобы спланировать помещения под их требования.

Читайте также