В июльском номере журнала Shopping Centers Russia с экспертным мнением выступила заместитель генерального директора УК «Аструм Недвижимость» Татьяна Козлова. Она прокомментировала, как развивается коммерческая недвижимость в составе жилых комплексов, какие тренды преобладают на рынке и почему девелоперы все чаще отдают предпочтение аренде помещений, а не их продаже.
Ритейл в ЖК с каждым годом становится профессиональнее. Все больше игроков берут торговлю под собственное управление, чтобы получить более четкую и понятную концепцию ее развития. Данный тренд отмечается не только в Москве, но и в регионах. Компании применяют такой подход и для удобства будущих жителей, и для увеличения добавленной стоимости квартир, и, конечно, для выполнения обязательств перед городом по созданию новых рабочих мест. Об этом говорится в статье «Как развивается ритейл в составе жилых комплексов». УК «Аструм Недвижимость» изначально в своей работе придерживалась стратегии сдачи нежилых помещений в аренду, а не их продажи.
Размещение торговых центров и других объектов коммерческой инфраструктуры на территории жилых комплексов определяется планировочными документами. А они исходят в том числе от количества жителей. «Выбор между стрит-ритейлом и торговым центром делается на этапе проектирования при создании генерального плана застройки и проекта планировки территории. Обычно рассчитывается, сколько коммерческой инфраструктуры будет в локации. Учитываются площадь жилого комплекса, конкуренция, тренды потребительского поведения и форматы ритейла», - отмечает Татьяна Козлова.
Если ЖК расположен в отдалении от транспортного потока, то реализовывать в проекте ТЦ не будет экономически оправданным. «Мы обычно отказываемся от такого подхода – вторые и третьи этажи плохо востребованы при сдаче в аренду, если они не сформированы в качественный ТЦ, ориентированный в большей степени на трафик «извне», - добавляет заместитель генерального директора УК «Аструм Недвижимость». Мини-ТЦ - это расходы на эксплуатацию и содержание, ремонт и обслуживание. Все это затраты собственника, от которых можно избавиться, организовав стрит-ритейл.
Обычный состав коммерческой инфраструктуры в ЖК – супермаркет около 500 кв. м, кофейни с панорамными окнами и, если возможно, верандой в 80-200 кв. м, салоны красоты и барбершопы, продуктовые магазины, пункты выдачи интернет-заказов, дома быта и химчистки, центры развития в 70-150 кв. м, фитнес-центры, как стандартные, так и с бассейном», - подчеркивает Татьяна Козлова. В качестве актуальных трендов эксперт отмечает развитие досуговой инфраструктуры и операторов профиля ЗОЖ/wellness в составе ЖК: медицинские центры, SPA-студии, операторы в сфере дополнительного образования, в том числе языковые школы.
В будущем покупатели жилья станут более требовательны к ритейлу, резюмирует автор статьи. Эта тенденция приведет к тому, что девелоперы будут вынуждены изменить стратегию реализации коммерческих помещений в пользу большей доли арендного бизнеса уже с последующей продажей в виде готового арендного бизнеса. Управляющая компания «Аструм Недвижимость» учитывает этот тренд и активно развивает его в своих проектах.
© Управляющая компания «Аструм Недвижимость». 2023
Опубликованная на сайте информация носит рекламный характер и не является публичной офертой