Татьяна Козлова, заместитель генерального директора УК «Аструм Недвижимость», выступила экспертом для интернет-издания Новострой-М. Топ-менеджер компании прокомментировала ситуацию, связанную с развитием стрит-ритейла в современных жилых комплексах.
Обычно коммерческую недвижимость стараются проектировать в соотношении от 5 до 10% от общей площади застройки микрорайона. Это позволяет обеспечить трафик для супермаркетов и всех потенциальных арендаторов. «Мы участвуем непосредственно на этапе выдачи технических заданий на проектирование, изучаем локации еще на моменте разработки концепции, понимаем, где, в каком доме, в какой конфигурации будут какие площади, сколько запланировать магазинов, сколько помещений без конкретной технологии, сколько и какой будет мощность электроэнергии в каждом помещении комплекса», - отметила Татьяна Козлова. В этом случае эффективность планирования достаточно высокая.
У профессионалов отрасли существует так называемая легкая концепция по количеству продуктовых магазинов, пекарен, парикмахерских, домов быта, которые точно обеспечат комфортное проживание людей. На практике все зависит от интереса потенциального арендатора к помещению. «Конкурентную среду никто не отменял. Мы не против, если в одном микрорайоне, в стрит-ритейле, будет несколько схожих видов деятельности. У жителей должен быть выбор как товаров, так и услуг», - пояснила заместитель генерального директора УК «Аструм Недвижимость».
Арендаторы понимают, что сильная конкурентная среда в микрорайоне негативно влияет на трафик и выручку. Бизнес же заинтересован в том, чтобы количество постоянных клиентов, которые из раза в раз возвращаются за чашкой кофе или круассаном, только росло. Тем не менее случаи высокой конкуренции в стрит-ритейле встречаются.
«Тогда на этапе переговоров мы активно обсуждаем с потенциальным арендатором риски, которые его ждут, обсуждаем возможное деление ассортимента с уже существующим арендатором, предлагаем варианты. Это предотвращает жесткую конкуренцию. В качестве положительного примера приведу ЖК «Государев дом», где на одной линии находятся кофейня, кондитерская, булочная, тандырная и где они уже три года совершенно замечательно уживаются друг с другом и не собираются покидать локацию», - добавила Татьяна Козлова.
Развитие ритейла в комплексах помогает и в реализации жилья. Концепция коммерческой инфраструктуры на этапе проектирования - дополнительный элемент ускорения продаж. В этом случае потенциальный покупатель квартиры понимает, что в закрытом или открытом контуре понравившегося комплекса будет фитнес-центр, спа, супермаркет, детский центр, аптека, салон красоты и многое другое.
«Если в жилом комплексе не будет инфраструктуры, то имиджевые риски девелопера налицо. Что касается «продавать или управлять», то выбор остается за конкретным девелопером. Если у компании есть опыт, человеческие ресурсы для постоянного развития коммерческой недвижимости, то нужно управлять. Это позволяет регулировать наполнение социальной инфраструктуры микрорайонов, расширять ее всеми возможными услугами и магазинами, получая прямую обратную связь от своего потребителя», - подчеркнула топ-менеджер УК «Аструм Недвижимость».
© Управляющая компания «Аструм Недвижимость». 2023
Опубликованная на сайте информация носит рекламный характер и не является публичной офертой